В России стартовала судебная реформа

1 октября в России начала действовать масштабная судебная реформа, готовившаяся несколько лет. В этот день начали свою работу 14 новых судебных инстанций – пять апелляционных и девять кассационных судов.

14.10.2019 16:07:00

Одновременно вступили в силу серьезные поправки в основные процессуальные кодексы, названные «процессуальной революцией». Федеральный конституционный закон от 26 июля 2018 г. № 1-ФКЗ предусмотрел создание новых судебных инстанций в судах общей юрисдикции апелляционные и кассационные суды. С 1 октября 2019 года в России начали работу 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд. Каждый из новых судов будет действовать в пределах соответствующего судебного округа, включающего несколько регионов. 

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа. При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции.

Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. В их компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Прежде апелляционные и кассационные инстанции в судах общей юрисдикции образовывались в тех же судах, которые рассматривали дела в первой и второй инстанциях. Например, апелляционной инстанцией для решений областного суда являлся президиум того суда, он же выступал в качестве кассационной инстанцией для решений районных и приравненных к ним судов. Это снижало возможности для объективного и независимого рассмотрения жалоб, вызывало обоснованные сомнения в непредвзятости судей при рассмотрении конкретного дела.

Новые апелляционные и кассационные суды действуют на основе экстерриториального принципа. Во-первых, они являются самостоятельными судебными инстанциями в отличие от ранее действовавших судов. Во-вторых, они носят надрегиональный характер, поскольку в основном расположены не в тех субъектах , где находятся нижестоящие суды. Новые суды будут действовать в пределах соответствующих судебных округов, каждый из которых будет включать в себя несколько регионов. Так, Первый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Саратов, будет рассматривать кассационные жалобы на судебные акты, принятых судами 13 субъектов РФ - Республики Мордовия, Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Московской области, Нижегородской области, Пензенской области, Саратовской области, Тульской области.

Важное изменение вносится в систему кассационного судопроизводства. Ранее принятие кассационной жалобы к рассмотрению зависело от усмотрения судьи кассационного суда, который решал этот вопрос единолично; далеко не все жалобы рассматривались кассационными инстанциями. Теперь поправки в Гражданско-процессуальный кодекс РФ вводят принцип «сплошной кассации» - новые кассационные суды будут рассматривать все поступившие к ним жалобы. Это повысит гарантии правосудия для участников судебного разбирательства.

Эксперт кафедры конституционного и муниципального права Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Алексей Ястребов, предполагает, что создание структурно самостоятельных апелляционных и кассационных судов обеспечит их независимость и самостоятельность при рассмотрении жалоб: деятельность этих инстанций не будет осуществляться в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.