В сухопутных Ливнах живёт около 90 моряков
Причем, каждый из них имеет свою военно-морскую специальность (в том числе кока-инструктора), и, что самое интересное, в любой момент они смогут создать полнокровный экипаж, принять по приказу управление кораблём и уплыть … да хоть куда! И обязательно вернуться!
Сегодня, 26 июля, отмечается день Военно-морского флота России. В Ливнах бывшие моряки в этот день встречаются, вспоминают годы нелегкой службы.
А началось все с одного моряка-подводника (капитана третьего ранга в запасе) в прошлом главы Ливен Юрия Коростелкина, который в 2006 году в честь празднования 100-летия подводных сил решил организовать штаб, найти и наградить подводников. Братьев по оружию собрали и заодно открыли несколько доселе неизвестных страниц истории.
Героическое прошлое
История ливенского морского братства началась гораздо раньше. Со второй мировой, в которой на подводных лодках били врага трое ливенцев. К сожалению, трое их было в 2006-м. Недавно ушел из жизни последний ветеран войны, ветеран труда Николай Дмитриевич Зубцов, который проходил службу электриком на подлодке Щ-304 Дважды Краснознаменного Балтийского флота. Ранее не стало старшего лейтенанта Ивана Евтеевича Сидорова, легендарного человека. В1944 году он был участником единственного в истории подводных сил абордажного боя. Этот бой проходил в надводном положении, когда на обеих лодках закончились торпеды. В этот момент советская лодка пошла на таран немецкой, а Иван Евтеевич возглавил, как сказали бы сейчас, группу захвата. Это он тогда спускался в рубку и принимал капитуляцию вражеского командира. Потом лодку буксировали в Одессу. Третий из ветеранов войны, Михаил Никитович Мальковский воевал под командованием легендарного Александра Ивановича Маринеско.
Кстати, история, связанная с именем легендарного командира подлодки С-13, получила неожиданное продолжение в мирное время, о чем рассказал непосредственный участник событий ливенец Виктор Свинцов.
Под флагом Маринеско
Оказывается, во флоте было всего две подлодки с тактическим номером «13». Это лодка Маринеско С-13, и лодка ТК-13, на которой проходил службу тогдашний капитан - лейтенант Свинцов. И была морская традиция: экипажи этих двух лодок встречались в Ленинграде в День Победы возле памятника Медному всаднику. Одна такая встреча вошла в историю форта, так как флаг, под которым лодка С-13 завершила войну с автографами команды, флаг, который хранился как ценный экспонат в Центральном военно-морском музее, был передан экипажу подлодки ТК-13.
- Идея выпросить флаг посетила меня в той части встречи, когда она приняла застольный характер. Молодой был, смелый, заявил, что негоже флагу пылиться под стеклом музея, что он должен дышать морским воздухом! Не сразу, но экипаж боевой С-13 согласился. Флаг был вручен нам в присутствии дочери Александра Ивановича. Это было очень волнительно. Никто не ожидал, что так получится, - рассказывает Виктор Анатольевич.
Впрочем, и это еще не все. Оказывается, когда флот страны перешел на Андреевские флаги, только подводной лодке ТК-13 было разрешено ходить под флагом лодки Маринеско. А после этого события подводники развернули кампанию по присвоению легендарному командиру звания Героя Советского Союза - прежде дважды находились причины не присваивать ему это звание. И оно все же было присвоено Маринеско посмертно.
Про буйную медведицу, соленый лед и не только
И еще одна очень интересная история из боевых будней подводников, которая тоже произошла с экипажем, в котором служил Виктор Анатольевич. Он, кстати, провел два года под водой во время боевых походов, и к тому же побывал на поверхности Северного Ледовитого океана после того, как лодка получила задание и проломила северный лед толщиной в 4,5 метра собственным корпусом. Это было уникальное задание и единственный случай в истории флота.
- Мы знали, что получим такое задание, правда, не знали в какой точке океана. Предварительно, перед выходом, на корпус лодки были приварены шесть металлических конусов трехметровой высоты, которыми мы и должны были проломить лед. И вот во время похода сигнал о всплытии был получен, - вспоминает Виктор Анатольевич.
В этом опасном эксперименте, казалось, теоретически все было просчитано. Лодка на самом деле была тяжелым крейсером. Это подводное сооружение имело высоту 26 метров и ширину 24 метра, на которой свободно разворачивался КамАЗ, на борту имелось 20 баллистических ракет по 98 тонн каждая. И даже имея столь солидные габариты и обладая мощной силой инерции, лодка дважды не смогла пробиться сквозь толщу льда.
Все понимали, что третий раз будет последним: воздуха высокого давления у экипажа оставалось только на одно всплытие. Но приказ надо было выполнять. В случае неудачи экипажу пришлось бы дрейфовать под льдиной неизвестно сколько времени. Помощи ждать неоткуда.
- Но мы взломали лед! Вышли на поверхность, осмотрели местность, пополнили запасы воздуха. Все были в приподнятом настроении и даже накормили белую медведицу с медвежатами проспиртованным хлебом. Ела с удовольствием, правда, откушав, начала бить своих медвежат, воспитывать, наверное. Но в этот процесс мы, конечно, не вмешивались, - улыбается очевидец событий и добавляет, что не удержался и попробовал на вкус океанский лед. Оказалось, что он соленый.
А металлические конусы после испытания выглядели как бантики у первоклашки, - скрутились в бараний рог.
Есть еще один факт, который греет душу ливенским морякам. На всех лодках, которые строятся в нашей стране, стоят насосы «Ливгидромаша», на которые за всю историю не было подано ни одной рекламации.
Удачи всему коллективу предприятия, а моряков с праздником! страны.
На северном полюсе. Фото из архива В. Свинцова